Наталья Александровна Мосина, воспитатель

«Народное творчество как средство и условие осуществления национального воспитания»

Консультация для педагогов

«Народное творчество как средство и условиеосуществления национального воспитания»

   Наиболее доступные детям по содержанию,форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты национальноговоспитания – это устное народное творчество, музыкальное народное творчество,народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретныеобразы, краски, доступно интересно ребенку, что является основой дляпробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему.Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует начувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный,ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнемразвития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональныйзаряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементовнародного искусства, композиции, его можно использовать для развития ребенка:восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуяна чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитиетворческих способностей личности.

   Основой любойнациональной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом напротяжении его многовековой истории. В процессе исполнения произведенийнародной словесности и музыкального фольклора на различных занятиях и вдосуговой деятельности происходит восстановление эмоционально-этическойпреемственности между взрослыми и детьми.

   В фольклорной традициинет разделения на исполнителей и зрителей того или иного акта творчества, а всеприсутствующие являются его участниками и создателями. Этот процесс являетсявесьма существенным, поскольку снимается механизм оценивания, ребенокраскрепощается, и сам процесс его участия в песне, танце, игре наделяетсясмыслом.

В фольклоре есть танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры вних очень простые, доступные для исполнения даже самым маленьким детям. В этихтанцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает ихзапоминание. Ценность танцев со сменой партнеров также и в том, что ониспособствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себянеуверенно в детском коллективе. Поскольку такие танцы построены в основном нажестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытоеотношение людей друг к другу, то в целом они пробуждают в ребенкеположительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце,хороводе, еще более способствует развитию доброжелательных отношений междудетьми и тем самым нормализации социального микроклимата в детской группе.

Уже в глубокой древности народные музыкальные инструменты игралинемаловажную роль. Они развивали у детей (сначала на уровне первичнойрефлекторной реакции) координацию движений, чувства ритма, а в дальнейшем –интерес   к музыкальной деятельности. Входя в мир народной музыки иинструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков».

   Фольклор любого народанеобычайно богат и разнообразен. Он представителен героическим эпосом,сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни,потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, чистоговорки, пословицыи поговорки, загадки).

   Большие потенциальныевозможности заключаются и в народной музыке. Народная песня – живой подлинныйсвидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песниотражают душевный строй и мир эмоций, горе, радость, печаль, веселье, раздумье,юмор. Песня раскрывает душу народа, рассказывает о его чаяниях, думах и мыслях.Народные песни можно классифицировать по-разному:

- по возрастному признаку (для кого предназначены): колыбельные,детские, молодежные и т.д.

- по содержанию: обрядовые, лирические, героические, эпические,сатирические и т.д.

- по признаку принадлежности к различным видам деятельности:хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни и т.д.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевалисьтрудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялисьчеловеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировалачеловеческую мудрость и приспосабливалась в старину и к возрасту ребенка,условиям жизни, семьи и общины. Поэтому и ныне в детском саду и семье возможносамое разное использование песни – от ее разучивания и использования до анализасодержания музыки и настроения.

Детская народная песня, начиная с колыбельной, имеет обычноочень простой музыкальный строй и в принципе не требует – как всякое истиннонародное музыкально-поэтическое искусство – музыкального сопровождения. Онаможет исполняться детьми с голоса воспитателя, музыкального руководителя,матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится,позволяет сопровождать песня танцевальными движениями. Кроме того, народнуюпесню ребенок может использовать сам, копируя действия взрослых и включаясь темсамым в систему социальных ролей.

   Всякая народная песня,позволяет ее исполнителю вносить любые изменения, соответствующие ситуации. Вэтом и состоит основная особенность народной песни. Второй особенностьюявляются анонимность и коллективность автора, ибо каждый исполнитель вносил иможет внести в нее что-то свое.

Музыкальные деятели, ученые (Б.Асафьев, Р.Исхакова-Вамба,Д.Кабалевский, Г.Остроух, Д.Шарафутдинов мн.др.) утверждают, что язык песенинтернационален. Музыка – более универсальное средство общения народов,отражает единство людей земли, помогает сблизить народы.

   Трудно переоценить ивоспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют снезапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вноситизменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием,отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитаниюопределенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни.Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность,игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Вней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатиюи дружеское отношение к людям других национальностей. Немаловажное значениеимеют игры с пением. Они легко входят в детский быт и предоставляют простор дляколлективного творчества. Фольклорные песни-игры можно использовать дляразвития способностей детей к самым различным видам творческой деятельности.Например, можно обучить детей сознательному подбору и отбору движений, наиболееподходящих к данной песне.

   Частью культурногонационального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушкиимеют свои характерные особенности, которые зависят отнационально-психологических черт и культуры народа. Народные игрушки, по словамИ.И. Алпощкого, синкретическое явление, в котором соединилось материальное идуховное, труд и ремесло, искусство и игра. Первые исследования, направленныена изучение народной игрушки, проведены такими исследователями, какА.В.Бакушинский, Н.Д.Бартрам, Л.Г.Оршанский, Е.А.Покровский,  А.П.Усова, Е.А.Флерина.

   Вековой опыт народнойпедагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания.Как считает Е.А.Покровский, игрушка сама по себе представляет и цель, идействие, и наслаждение.

    Исследователинародного творчества Е.А.Флерина, П.Н.Сакулина, А.П.Усова, А.А.Грибовская идругие неоднократно игрушки на эмоциональный мир ребенка, на развитие егоэстетического вкуса и  переживаний, на становление личности в целом.«Единственный учитель, которого можно пожелать для ребенка на  расцветеего творческих сил – это душа родного ему народа.» (Н.Д.Бартрам).Воспитательная ценность игрушки в том, что «только в народной игрушке заключенатеплота, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении» (Е.А.Флерина).

Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа,является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себеколорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальнойкультуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, поопределению большой советской энциклопедии, - «праздник, уходящий своимикорнями к народным традициям».

    Все народные праздникисвязаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе,важными для народа событиями и датами. По утверждению фольклористаИ.М.Снигерева, народные праздники – это сильнейший и обильнейший источники кпознанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия,отдых и веселье, предания и сказания и с каждым связаны свои обряды,особенности, приметы.

Особой силой воспитательного воздействия в системе народнойпедагогики обладают традиции и обычаи.

    Традиции– явление более широкое, чем обычаи, представляют собой часть социо-культурногонаследия, которое длительное время передается людьми от поколения к поколению всилу привычки, и входят в систему ценностей и норм общества. Традиции могутпроявляться в сферах общественной жизни, религии, искусства и других. Обычайпонимается как стереотип поведения, привычный в данном обществе, стереотипкоторый постоянно воспроизводился и воспроизводится.

16 февраля 2024 в 10:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.